Вы отправляетесь в отпуск! И эта памятка призвана помочь Вам провести его с удовольствием и избежать возможных неприятностей. Читайте, мотайте на ус, и делайте выводы!
ЧТО БЕРЕМ И ЧТО НЕ БЕРЕМ
Практика показывает: в восьми из десяти случаев люди, отправляющиеся в круиз на яхте, берут с собой слишком много вещей. Особенно новички. На самом деле, количество вещей должно определяться не столько эстетическими параметрами, сколько погодой. А она в Средиземноморье, как известно, может быть как исключительно жаркой и сухой, так и довольно ветреной и влажной.
Обычно вполне хватает летних вещей и, в зависимости от месяца, пары теплых: скажем, пуловер, тонкий свитер плюс ветровка. Практика показывает, что костюмы «для выходов в свет» используются крайне редко - на яхте они точно не потребуются, а в береговых ресторанах и тавернах все одеваются весьма демократично. Так что основа вашего гардероба на яхте - это шорты, футболки, купальники, легкие брюки и юбки, рубашки. Однако, на случай штормовой погоды. обязательно возьмите непродуваемую и непромокаемую ветровку - летом сойдет и совсем тонкая, типа болоньи.
Вот приблизительный список вещей, которые рекомендуется взять с собой на борт:
На заметку
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Капитан всегда прав.
Специфика путешествия на яхте связана с тем, что по законодательству любой страны именно капитан несет ответственность за жизнь и здоровье всех находящихся на борту. Поэтому требования капитана должны беспрекословно выполняться, а открытый отказ от их исполнения может привести к очень неприятным последствиям, а оно Вам надо? Не пытайтесь обсуждать требования безопасности, поверьте - капитан лучше Вас оценивает ситуацию, и если он считает, что все должны быть в спас.жилетах, не надо дискутировать на эту тему, а просто надеть свой спас.жилет.
Солнце и загар
Как показывает опыт, основных факторов «солнечного» риска в круизе два - солнечный ожог и тепловой удар. Вряд ли нужно кому-то подробно объяснять, что солнце во время морского путешествия - весьма серьезный фактор, с которым надо считаться. Напоминаем - нужно соблюдать все обычные рекомендации для южных морских курортов. Кроме того, важно помнить, что отражение от поверхности моря и от белых парусов дает дополнительный эффект. Более того, загореть и даже сгореть можно и купаясь, поэтому в разгар дня плавайте в футболке с закрытыми плечами.
При подготовке к путешествию ориентируйтесь на свою индивидуальную восприимчивость к солнечным лучам. Но помните: солнца будет ОЧЕНЬ МНОГО!
Яхтенная специфика
Яхта не только дает незабываемое удовольствие, но и таит в себе скрытые опасности. Это морское судно со всеми присущими ему особенностями - качка, крен, необычное поведение привычных, казалось бы, вещей, скользкие от морской воды ступени и палуба, движущиеся тросы такелажа и так далее. Чем лучше вы подготовлены против такого рода морских опасностей, тем больше шансов, что ваше удовольствие не будет испорчено вынужденным визитом к врачу. Итак:
На ходу при перемещении по палубе или внутри яхты соблюдайте железное правиле «руку - яхте», то есть ходите, перехватываясь руками, чтобы одна рука обязательна держалась за что-нибудь неподвижное (перила, рейлинг, ванту, леер). Во время плавания не стоит ходить по палубе босиком - на ней много выступающих частей, блоков, обушков, рейлингов и т.п., можно получить в лучшем случае ушиб и синяк, в худшем перелом пальца ноги.
Нельзя одерживать яхту от берега, причала или другого судна руками или ногами. Используйте кранцы и отпорный крюк.
Нельзя наступать на лежащие на палубе предметы - упадете или повредите ногу.
Не вставайте на леерные стойки и леера - они не предназначены для этого, могут подломиться, и тогда травма гарантирована.
Нельзя наступать на закрытые люки - их стекло бывает скользким, можно здорово расшибиться. Естественно, будьте внимательны к люкам открытым - оступившись туда, можно и ребра поломать (бывали случаи...).
При движении под парусами располагайтесь на наветренном борту. Перемещаться вдоль корпуса яхты также следует только по наветренному борту. Если вы хотите полежать/позагорать на палубе, спросите шкипера, где вам занать место, чтобы не мешать экипажу и не подвергнуться опасности
Располагайте все предметы на яхте таким образом, чтобы при качке они оставались на своих местах. Закрепляйте или распирайте их между собой, убирайте в шкафчики и т.п. Особую осторожность надо проявлять при хранении острых и бьющихся предметов. Бывает удобно, например. перед выходом в море составить оставшиеся на камбузе бутылки в раковину-мойку посуды.
Внимательно прослушайте инструктаж по технике безопасности, запомните все места расположения, устройства и правила пользования спасательными средствами.
Не стесняйтесь спрашивать обо всем, что Вас интересует или непонятно.
МОРСКОЕ ПИТАНИЕ
Учитывая, что все просыпаются в разное время, завтрак обычно каждый готовит себе сам. Однако, считается хорошим тоном, например, когда вы собираетесь приготовить себе яичницу, спросить других членов экипажа, не хочет ли кто-нибудь к Вам присоединиться?
В течение дня мы обычно перекусываем сыром, нарезкой, бутербродами, а вечером - готовим общий ужин. Если мы стоим в марине или в городском порту, можем сходить в ресторанчик на берегу.
Алкоголь
Вы приехали в отпуск и имеете право проводить его, как пожелаете. Однако, специфика ситуации в том, что вы находитесь на яхте в узком кругу ваших попутчиков. Поэтому проявляйте к ним уважение. Второй аспект - Ваша безопасность. У нас на яхте действует правило: члены экипажа, принимающие участие в управлении яхтой или работе со шкотами и парусами, не употребляют алкоголь во время перехода. Первая баночка пива выпивается по завершении швартовки или когда лодка надежно встала на якорь. Ну а на океанских переходах сухой закон соблюдают вахтенный и подвахтенный
На яхте есть водяные цистерны (танки), но вода в них предназначена для умывания, душа и мытья посуды. Для приготовления пищи и для питья надо покупать воду, удобнее в 5-литровых бутылях. Ее запасы можно пополнять на стоянках.
Количество пресной воды на яхте ограничено, поэтому не лейте воду зря, а для мытья посуды используйте морскую воду, лишь ополаскивая чистые тарелки пресной.
МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ
По поводу так называемой «морской болезни» скажем сразу: слухи о ее неизбежности и уж тем более о ее «разрушительных» последствиях сильно преувеличены. Как показывает опыт, чтобы избежать этих неприятностей, надо всего лишь соблюдать несложные правила.
ПОРЯДОК НА БОРТУ
Чистота на палубе и внутри судна - яхтенная традиция, соблюдать которую следует неукоснительно.
Поскольку на яхте далеко не так просторно, как в отеле, на борту необходимо быть максимально аккуратным - класть вещи на место, не разбрасывать их по яхте, не загораживать собой и своими вещами проходы.
Кроме того, обувь, в которой вы ходите по берегу, на борту надо снимать - по судну принято ходить босиком или в яхтенной обуви. Песок, попавший внутрь яхты, вам будет очень досаждать.
Не стестяйтесь задавать капитану вопросы, касающиеся гигиены и чистоты. Он Вам все объяснит и Вы избежите неудобств или поломки оборудования лодки.
ПАРА СЛОВ О ГАЛЬЮНЕ
Гальюн - это морской санузел. Правило, общее для всех путешествующих на яхте, независимо от пола - в море все естественные отправления исполняются в положении СИДЯ на стульчаке. Попытки попасть струей в унитаз на яхте с креном и в волнение, обречены на полное фиаско!
Конструкция стульчака не позволяет бросать туда НИЧЕГО ПОСТОРОННЕГО.
На яхтах, не оборудованных канализационным танком, конструкция вывода фановых вод предусматривает прокачку прямо в море, воздержитесь от использования гальюна, когда ваши товарищи плавают рядом с яхтой.
Пользование прокачным гальюном в маринах и гаванях категорически запрещено и чревато серьезным штрафом, поэтому, находясь в марине, пользуйтесь только береговыми туалетами.
На заметку
Незыблемое правило - кто унитаз засорил, тот его и прочищает (разбирает и прокачивает). Вообще-то такая операция с привлечением берегового сервиса обойдется Вам в пару сотен евров.
ПРАВИЛА МОРСКОЙ ВЕЖЛИВОСТИ
Соблюлюдайте тишину рано утром, по вечерам и ночью - как в маринах, так и на якоре!
В марине яхты стоят плотно - соседи находятся от вас на расстоянии вытянутой руки, поэтому громкая музыка и ваши радостные (или горестные) крики не добавляют им комфорта, Поэтому не только в марине, но и на якорной стоянке старайтесь не шуметь - по воде любые звуки разносятся очень отчетливо и очень далеко.
Ступайте осторожно! Никогда не прыгайте на палубу своей или чужой яхты - для людей, сидящих внутри, это похоже на грохот падения бетонной плиты.
Уважайте частную жизнь другого экипажа! Иногда бывает необходимо встать бортом к другой яхте и проходить на причал через нее. В этом случае следуйте через бак (носовую часть) чужой яхты - никогда не проходите через ее кокпит - это «частная» территория. По той же причине не следует заглядывать в открытые люки и иллюминаторы яхт.
Ни в коем случае не бросайте мусор за борт ни в гавани, ни в открытом море! Собирайте мусор в специальные пластиковые пакеты и выгружайте в маринах в мусорные контейнеры. На удалении более 12 миль от берега допускается выбрасывать в море отходы органического происхождения. А вот весь пластик мы возим с собой до первой марины.