О нашей яхте.
Когда мы еще только начинали задумываться о покупке яхты для кругосветки, мы не очень представляли себе, что такое - океанская яхта и чем она отличается от обычных чартерных лодок, на которых мы достаточно походили. Думаю, что у большинства наших гостей также с этим непонятки. Ну вот, на примере нашей яхты и разберемся:-)
Описание построено таким образом, что Вы можете кликнуть на слово "Подробности" и узнать детали, если Вам этого хочется:-)
Общее описание и технические характеристики
Проект парусной яхты Kingfisher 40 был разработан Колином Чайлдсом (Colin Childs) из Окленда, Новая Зеландия. По мнению Джимми Корнелла (Jimmy Cornell), знаменитого яхтсмена и автора мирового яхтенного бестселлера World Voyage Planner, яхты, спроектированные Колином, отличает исключительная надежность всего, что присутствует на ней: от двигателя до такелажа.
Anima - это 44-футовый стальной кетч, сделанный по этому проекту на частной Новозеландской верфи, в 1983 году. Почему кетч, а не шлюп? По многим причинам...
Подробности
|
- Большая надежность. Две мачты - лучше чем одна, а пять парусов - лучше 2-х на шлюпе (или 3-х на тендере). Если на шлюпе приходится возить с собой в качестве балласта запасные паруса, на кетче в этом нет необходимости: выход из строя одного из 5-ти рабочих парусов не приведет к существенным проблемам.
- Меньшая высота мачт, по сравнению со шлюпом. У Анимы грот-мачта поднимается всего-лишь на 12 метров над палубой, тогда как на 44-футовом шлюпе - обычно больше 14-ти. И дело даже не в том, что мы собираемся ходить под мостами в прилив (хотя это тоже иногда важно), просто нагрузки на короткую мачту - ниже. За счет более низкого центра парусности меньше и кренящий момент - это позволяет яхте нести больше парусов, по сравнению со шлюпом, при той же силе ветра и крене.
- Распределение общей парусности на большее количество парусов приводит к уменьшению нагрузки на шкотах. Это - удобно. На Аниме грота-шкот выбирается руками, без лебедки; также проще и брать рифы.
- На кетче - всегда центральный кокпит. С одной стороны, при таком расположении кокпита, его существенно меньше заливает волной в штормовую погоду, с другой, - именно в районе штурвала расположена "точка равновесия" лодки, т.е. пересечение всех трех осей вращения. Это - кофортнее и удобнее для самочувствия рулевого, и для контроля судна.
|
Форма яхты спроектирована специально для переходов в открытом море с волнением и возможностью попадания в шторм. Подробности |
Тяжелый и узкий корпус, длинный киль делают лодку очень остойчивой и стабильной. У яхт такой формы - самый высокий угол опрокидывания, что делает их весьма надежными в штормовую погоду. Скеговый руль, стоящий на пятке и промежуточной опоре, является очень надежным, а пропеллер винта, расположенный между килем и скегом, защищен от случайной встречи с сетью, тросом или веревками при движении как вперед, так и назад. Интегрированный с корпусом киль выполнен из 12-мм стали, борта - 6 мм, палуба - 3 мм.
Высокие борта, нависающий транец, скошенный нос с положительным наклоном позволяют оставаться палубе практически всегда сухой, делая работу бакового безопасной и более комфортной, а высокий запас плавучести препятствует зарыванию носа в океанские волны.
На острых курсах килеватая форма корпуса увеличивает длину ватерлинии, позволяя удерживать максимально острый курс к ветру с небольшим креном, а длинный киль обеспечивает небольшой угол ветрового сноса. Конечно, ширококорпусная яхта с вертикальным носом, балластным килем и балансирным рулем не оставят шансов Аниме на гладкой воде или небольшом чопе, но кроме скорости, гоночная яхта проигрывает абсолютно во всем: в надежности, комфорте и широте условий эксплуатации.
Максимальная надежность вообще является основной целью проектироващика Анимы. Так, для поддержания грот-мачты используется 14 штагов и вант, бизань-мачте достаточно 8, при этом все штаги и ванты - на калибр толще рекомендованных.
|
Итак, пройдемся по лодке! Начнем с палубы, добро пожаловать на бак! Начинаем наш осмотр с бушприта метровой длины, на конце которого расположен штаг со скруткой кливера. Почему бушприт? Да потому, что он позволяет вынести вперед парус и обойтись парусом без перекрытия при той же площади. Это облегчает оверштаг, а на полных курсах дает более эффективное использование переднего паруса.
С обеих сторон бушприта крепятся два якоря (CQR 35 кг и Bruce 25 кг). 100-метровая якорная цепь позволяет бросать якорь на большом спектре грубин, а наличие еще якоря Dunfort 25кг и кормового CQR 25кг позволяет закрыть эту тему полностью и для любых типов дна.
Дальше по палубе в сторону кормы мы увидим второй штаг, предназначенный для стакселя и штормового стакселя. Преимущества тендерного вооружения перед шлюпом очевидны, скажу лишь, что мы сделали этот штаг съемным на случай длительных лавировок в узкостях в слабый и средний ветер.
Далее на палубе расположена ручная лебедка для якоря. Я думаю над оснащением лодки электрической лебедкой на второй якорь, а то Олеч рискует раскачаться как культуристка, но Олеч - против, говорит, зарядка для здоровья - полезней! Двигаемся дальше к корме мимо грот-мачты. Подробности о гроте |
На грот-мачте расположены лебедки для работы с фалами, а на гике - лебедка для добивки грота-шкота и шкотовых риф-шкентелей. Мачта снабжена двумя лик-пазами, что позволяет поставить трисель без снимания грота с мачты, что существенно облегчает жизнь. А если мы еще вспомним, в какую погоду возникает мысль о триселе, то такая опция не покажется избыточной.
Грот - со сквозными латами и двумя рифами, которые при взятии крепятся галсовыми риф-кренгельсами на гаки, закрепленные на пятке гика. К шкотовым риф-кренгельсам закреплены риф-шкентели, выведенные по гику к лебедке, а две линии риф-штертов позволяют подвязать парус.
Для безопасности работы, с двух сторон мачты установлены прочные поручни ограждения.
Гика-шкот заведен на каретку погона, установленного перед козырьком кокпита и выведен в кокпит.
|
Ну вот мы и добрались до кокпита:-) Надо сказать, что для центрального кокпита оффшорных лодок наш - даже просторный! У нас банки такой длины, что на них можно растянуться во весь рост, так что - велкам в теплые ночи! В кокпите у нас - штурвал рулевого, перед которым расположен компас и небольшой столик. Кокпит отделен от трапа внутрь лодки 30-сантиметровым порожком, позволяющим избежать заливания салона. Проход в салон закрывается цельным брандерщитом и люком. Слив воды из кокпита осуществляется через 4 независимых шпигата, расположенных по углам кокпита, так что это работает на любом крене.
Кокпит сверху закрыт металлической крышей, на которой расположены солнечные батареи, поэтому в кокпите всегда тень и прохладно.
Подробности о бизани |
По бокам от кокпита расположены 4 лебедки: 2 - для стаксель-шкотов, две - для кливер-шкотов (используются и для генакер-шкотов и брасов). За кормовой банкой кокпита - 2 лебедки для бизань-фалов и шкотов.
На бизань-мачте у нас расположены все антенны, ветряк и радар, бизань - латованный, с одним рифом. Бизань шкот - без погона, выведен на блок со стопором на корме.
|
На юте у нас очень уютно. Завалинка вдоль кормового ограждения, а напротив нее - удобное сидение на надстройке. Так что экипаж может сидеть вместе в кокпите или рассредоточиться по палубе с книжками.
На юте под банкой хранится много всякой всячины, рыболовные снасти, генератор и т.п. За ограждением кормы хранятся газовые баллоны и спасательный плот, а еще чуть дальше мы увидим флюгарку ветрового автопилота.
Помимо "белых" парусов, о которых я уже рассказал, у нас есть еще несимметричный спинакер (генакер) с очень удобным "носком" для постановки и уборки, и бизань-стаксель с перекрытием. Понятно, что их мы ставим только на длинных переходах со стабильным ветром "с раковины".
Итак, наша экскурсия по палубе закончена, спускаемся вниз. Смотрим в сторону носа и видим классическую для флота компоновку: камбуз - по левому борту, шкиперский столик - по правому. На камбузе у нас - удобное рабочее место с доступом в холодильник и морозильник (да-да, раздельные! Радуйтесь, любители коктейлей со льдом!), двух-комфорочной газовой плитой с духовкой и грилем, и раковиной с соленой и пресной водой.
По правому борту - шкиперский столик с навигационным инструментами, панелями приборов и т.п., а за спиной у шкипера, по правому борту, - проход в кормовую каюту.
Дальше в салоне по левому борту мы увидим П-образный диван со столиком, который, будучи опущенным, превращает это все в двуспальную кровать. Напротив, по правому борту, - еще одно спальное место на диванчике.
Дальше, по левому борту расположен гальюн и проход в носовую каюту. Носовая каюта, изначально двухместная, была переделана в одноместную, и на самом деле - это правильно. Ну, тесновато там вдвоем, и душновато. Однако, свято место пусто не бывает, поэтому вместо второго матроса здесь поселились паруса, якорная цепь, неиспользуемые веревки и шкаф с инструментами. Однако, спальное место здесь все равно самое широкое на лодке:-)
Вернемся назад и пройдем по правому борту (для нас он теперь слева) по проходу за шкиперским столом. Из прохода есть дверь направо в моторный отсек, а за проходом расположена мастер-каюта с двухместной кроватью.
На потолке обеих кают и салона расположены водонепроницаемые люки, ведущие на палубу. Все иллюминаторы и люки надежно запираются изнутри барашковыми задрайками, а при задраенных люках и иллюминаторах вентиляция обеспечивается через горловины, при необходимости также закрываемые изнутри в штормовую погоду.
|
Характеристики:
- Полная длина: 13.41 м
- Длина по ватерлинии: 11.3 м
- Длина палубы: 10.4 м
- Ширина: 3.85 м
- Осадка: 1.73 м
- Теоретическая скорость: 8 узлов
- Полный тоннаж: 16 т
- Водоизмещение: 13.85 т
- Корпус: сталь (12мм киль, 6мм борта, 3мм палуба)
- Балласт: 4.5 тонн гальванизированного металла, распределенного по 4 изолированным балластным отсекам
- Высота мачты над палубой: 12 м
- Двигатель: Ford Lees 72hp
- Топливный бак: 220 л
- Бак для воды: 1000 л
- Холодильная камера: 60 л
- Морозильная камера: 60 л
- Год производства: 1983
Средства спасения и безопасность.
Несмотря на то, что мы не предполагаем ходить в высоких широтах и будем всеми силами избегать штормов, море - есть море, и в море все возможно. А самое главное морское правило гласит: "Если может произойти что-то плохое - оно случится!". Поэтому мы стараемся уменьшить возможности, что произойдет что-то плохое, заранее к этому готовясь:-)
Итак, что у нас есть:
- Спасательный плот с Грэб-бэгом. Грэб-бэг - это мешок, который лежит рядом со спасательным плотом или шлюпкой всегда во время океанских переходов. Что же в этом мешке? Отвечаю:
- - запас еды и питья на 3 дня плюс ручной опреснитель, позволяющий получать пресную воду из морской для 6 человек в день;
- - аптечка первой помощи;
- - сигналы бедствия;
- - фонарь с запасными батарейками;
- - портативная морская VHF рация с запасным аккумулятором;
- - складной радар-дефлектор;
- - компас;
- - GPS c запасным комплектом батареек;
- - всякая нужная всячина - рыболовные крючки и леска, нож, кружка-черпак и т.п.
- EPIRB - это такое устройство, которое посылает через спутник сигнал бедствия с указанием координат и названия судна.
- Спасательные жилеты на каждого члена экипажа.
- Страховочные лини - 3 шт.
- Dan-буй и 2 спасательных круга
- HF радиостанция (150W) для получения прогнозов погоды и подачи сигналов бедствия. Коротковолновая радиостанция такой мощности практически неограничена по расстоянию.
- VHF радиостанция (30W) для подачи сигналов бедствия и связи с берегом и другоми судами в прямой видимости.
- NAVTEX - для приема прогнозов погоды и штормовых предупреждений в 300-мильной зоне.
- SPOT transciever - для передачи наших координат на этот сайт и подачи сигналов бедствия через спутник.
- Спутниковый телефон Thuraya.
- Пиротехнические сигналы бедствия (ракеты, огни, дым).
- Радар-детектор.
- 2 огнетушителя и пожарное одеяло.
Навигация.
- Секстант, альманах и таблицы для астронавигации;
- Лоции и карты для прибрежной навигации;
- Компас + 2 ручных компаса.
- GPS-плоттер, радар, AIS class B, сонар.
- Запасной GPS с комплектом батареек.
Электрооборудование:
- Сервисные батареи 2 х 220 АЧ
- Батарея двигателя 105 АЧ
- Генератор двигателя 55А
- Солнечные батареи 2 х 135 Вт
- Ветряной генератор 500 Вт
- Бензиновый генератор 1000 Вт
- Зарядное устройство 220->14В 40А
- Инвертер 12->220В, 500 Вт
Как видите, и здесь все резервируется для надежности: ДВА аккумулятора, ДВЕ солнечные батареи, если солнца нет - ветряк, ну а если и ветер кончился, запустим бензиновый генератор!
На лодке - две системы электроснабжения: 220В и 12В. В каждй каюте и кают-компании есть 12В гнезда и 220В розетки для подключения и зарядки гаджетов. 12В присутствует на лодке всегда, а 220В - когда мы стоим в марине, однако если у нас заряжены аккумуляторы (обычно после обеда), можем включить инвертер и в море, получив 220В.
И все-таки основная цель электроснабжения - обеспечить энергией навигационное и аварийно-спасательное оборудования, поэтому все остальные потребители экономят энергию и обслуживаются по остаточному принципу. По этой же причине навигационные огни и все лампы освещения - светодиодные, потребляющие очень маленький ток.
Водоснабжение.
Учитывая ориентированность яхты на долгое автономное плавание, здесь все нацелено на экономию пресной воды. Поэтому и на камбузе, и в гальюне присутствуют по два крана: один с морской, другой - с пресной водой. Этим же объясняется и то, что все насосы воды - ручные, ой то есть - ножные, педальные, а не электрические. Единственное исключение - душ, который у нас расположен на палубе. Мы подумывали сделать душ в гальюне, но решительно все опытные яхтсмены нас отговорили от этой затеи: лодка стальная и лишняя влага в салоне - ни к чему. Но, учитывая, что в наших планах присутствует Средиземноморье, где весной и осенью прохладно, было решено оснастить душ водонагревателем!
Значительная часть нашего путешествия проходит в тропиках, поэтому мы организовали систему постоянного сбора дождевой воды для пополнения водяных баков.
Парусное вооружение:
- Кливер 35 кв.м.
- Стаксель 17 кв.м.
- Штормовой стаксель 10 кв.м
- Грот 25 кв.м.
- Трисель 10 кв.м.
- Бизань 10 кв.м.
- Несимметричный спинакер (генакер) 50 кв.м.
- Бизань-стаксель 14 кв.м.
Двигатель:
На Аниме установлен очень надежный морской дизель Ford Lees мощностью 72 л.с. позволяющий поддерживать скорость около 7 узлов при 1800 об/мин. Это - обычный 4-цилиндровый дизель с двухконтурным охлаждением. Морская вода для охлаждения подается помпой, приводимой в движение мотором, а в случае его выхода из строя, можно задействовать для охлаждения трюмную помпу.
На двигателе используется гравитационная подача топлива: промежуточный топливный бак находится выше ТНВД, поэтому, в случае подсоса воздуха, его можно удалить простым прокручиванием двигателя стартером. Из основного топливного бака, расположенного в киле, топливо подкачивается ручным насосом.
Выхлопное отверстие, расположенное в транце, может быть перекрыто в штормовую погоду для того, чтобы исключить попадание воды в двигатель.
Прочее оборудование:
- Для поездок на берег и обратно у нас есть RIB Aquapro длиной 2.8м с подвесным мтором Tohatsu мощностью 6 л.с.
- На яхте есть два автопилота - ветровой Aries для работы под парусами и электрический Raymarine для безветрия.
- У нас есть даже кондиционер на случай жары в марине!
- Много всяких полезных и приятных вещей для длительного путешествия.
История яхты.
Anima (ранее Anhinga) - это проект под название Kingfisher 40, разработанный Колином Чайлдсом (Colin Childs) из Окленда, Новая Зеландия. Лодка была профессионально построена и спущена на воду 20 августа 1983 года в Новой Зеландии.
Первые владельцы и строители яхты - Макс и Глория Боаг (Max & Gloria Boag), прошли на этой яхте более 60 000 миль, включая кругосветное плавание через Красное море и Панамский канал, посетив 38 разных стран. Команда из супругов жила на яхте в течение 14 лет без особых проблем со здоровьем. Посетив Японию, Южную Корею, Гонгконг и Макао в 1987 и 1988, они продолжили круиз по Индонезии, Малайзии, Таиланду, Индии, непопулярному сейчас Красному морю и в 1990 году, пройдя Суэцкий канал, вышли в Средиземное море. Макс и Глория сняли мачты с Анимы и продолжили круиз по каналам Европы. Большую часть времени они путешествовали по Франции, сделав продолжительную остановку в центре Парижа.
Вторые владельцы зарегистрировали яхту в Новом Южном Уэльсе, Австралия. Семья из супругов с двумя детьми путешествовала на ней вдоль восточного побережья Австралии между Мельбурном и Уитсандейз - одном из самых замечательных круизных регионов Земли.
Третьи владельцы - Rene Wooler и Cerae Mitchel - молодая пара из Брисбана, Австралия, купили Яхту в 2007 году и первое время путешествовали в окрестностях родного города, выбираясь в отпуск в более дальние круизы вдоль Австралийского побережья, пока оба не решили бросить надоевшую работу и провести кусочек жизни в морском круизе. Ребята прошли Восточным побережьем до Куинсленда, затем вдоль северного берега к Дарвину. Пройдя Торресов пролив, попутешествовали по отдаленным Индонезийским островам, приняли участие в регате Sail Indonesia, прошли Сингапур и двинулись вдоль западного побережья Малайзии к Таиланду. Ирония судьбы заключалась в том, что в этом круизе они встретились с первыми владельцами Анимы!
Испытания на прочность.
Проект Kingfisher 40 создавался специально для участия в кругосветной гонке одиночек Around Alone (сейчас - VELUXE 5 OCEANS) и предполагаемые тяжелые условия Южного океана обусловили создание избыточно прочной конструкции и использование такелажа большего калибра. При правильном управлении, лодка остается безопасной и сухой в штормовую погоду и комфортно управляется под стакселем и гротом на 2-м рифе или стакселем и зарифленой бизанью при 8-9 Bft.
Анима прошла испытание несколькими фронтальными системами и циклонами в Тасманском море с ветрами силой до 10 Bft, попадала в тропический шторм 8 Bft в Южно-Китайском море, несколько тайфунов в Японии, Южной Корее и Гонгконге, будучи надежно закреплена на якоре.
Анима испытала Тропический шторм Yasi в 2011 году, будучи зашвартована в Townsville Breakwater Marina, часто попадала в тропические шторма и Суматры (порывистый ветер с берега одноименного острова) в Малаккском проливе и, несмотря на все это, не получила ни малейших повреждений.
Мы прошли на Аниме черз Красное море, известное своими жесткими встречными ветрами, несколько раз попадали в шторма в Эгейском и Ионическом моря с силой ветра до 65 узлов. Вердикт - в лодке мы уверены больше, чем в себе.
Смена имени.
Изначально яхта носила имя Anhinga - так называется птичка, обитающая в Северной Америке из рода Змеешеек семейста Змеешейковых. Также известна как "голая птица", т.к. у нее отсутствуют жировые железы для смазки крыльев. А так как она питается исключительно рыбой и вынуждена нырять за ней в воду, большую часть времени она занимается тем, что сушит свои крылья.
Rene и Cerae справедливо посчитали это имя плохим символом для яхты. Нет, для Vednee Globe это может быть и подходит, а для круизов в тропиках - наврядли... И, желая дать имя, созвучное прежнему, остановились на Anima.
Anima по-итальянски означает "душа", а психолог Карл Юнг ввел это слово в качестве обозначения женского начала жизненной силы как архетипического образа.
Учитывая, что название нам тоже понравилось, мы решили его не менять - "Анима" звучит просто и душевно:-))